Попробую пояснить, что сделал бы я, оказавшись на месте руководителя подразделения МВД, если бы реально на этом месте захотел, чтобы полиция начала нормально работать.
Есть такая штука — КУСП. Книга учёта сообщений о правонарушениях. Во всех отделениях полиции она представляет собой амбарную книгу, журнал, в который дежурные «от руки» вносят записи о преступлениях и заявлениях граждан. КУСП лежит в «дежурке» неделю, потом он переполняется и отправляется в оперативный штаб, где хоронится в пачке таких же журналов, их там вагон. Сообщение в КУСП снабжается тремя рукописными бумагами: собственно записью в журнал, бланком строгой отчетности и талоном-уведомлением. Теперь строго по опыту: судьбу заявления можно проследить только по номеру КУСП, который записан в амбарной книге, которая лежит в Штабе, в который невозможно дозвонится. В доме, который построил ДИТ.
Теперь «по уму». Одного скрипта (веб-формы) на bootstrap или аналоге достаточно для того, чтобы весь этот КУСП создавать в электронном виде. Записывать ФИО заявителя, его данные (дата выдачи и номер паспорта, код подразделения), адрес правонарушения, время обращения, уникальный номер, пароль для просмотра данных и контакты ответственного дежурного.
Вся эта информация легко печатается термопринтером на чековой ленте. Стоит этот девайс около 5000 рублей. Чековая лента для него стоит 20 рублей рулон, хватает надолго. Чек «живёт» полгода, за которые КУСП уже безнадежно устаревает (дальше уже фигурирует номер дела).
Данные из системы учёта (стандартный helpdesk, что уж там) печатаются пару раз в сутки и подшиваются в журнал. Никаких больше «фенечек» — и у нас есть индексируемая для поиска база данных, система авторизации для проверки (никто не мешает печатать на «чеке» уникальный пароль), система хранения данных. Сотрудников Штаба надо загрузить предоставлением информации гражданам, а не перекладыванием с места на место бумажных журналов (дело-то у опера или следователя!). Вся система уменьшает время обработки каждого документа примерно на 5 минут, общая экономия времени — как минимум 15 минут на заявление.
Дальше надо как-то сканировать заявления. Минимальная стоимость протяжного сканера — 3800 р. по данным Яндекс.Маркета. Нормальное МФУ с автоподачей стоит от 6700 руб. Это позволяет сразу и сканировать, и печатать, и делать копии документов. Документы со сканера могут быть прикреплены к записи в еКУСП.
Чтобы не возникло возможных подделок, ставим отдельный простенький компьютер, который по разовому запросу «отдает» текущий номер КУСП и штамп даты-времени, а при обратной передаче «сохраняет» координаты заявления. Такая система подразумевает подачу заявления через любое УПП, а не только в отделении, тем самым снижается нагрузка на ОМВД. Сервер хранения копий документов независим, и также находится в отделении. Удаление данных невозможно, допустимо лишь добавление документов.
После этого нужно как-то назначать ответственных. Для этой цели уже нужны специальные протоколы Project Management-a со всеми логическими устройствами, включая Roadmaps и диаграмму Ганта. Можно передавать назначенным ответственным сканы документов, электронную карточку и сроки рассмотрения. Разумно прикреплять стандартные бланки и формы для заполнения «типовых» документов. Очевидно, что нужно эти бланки постоянно обновлять с учётом изменений. И не нужны никакие «электронные подписи» — можно просто собирать информацию. Эту информацию впоследствии можно передавать в прокуратуру напрямую, можно передавать пакетными данными в суд, и на любом этапе можно распечатать данные для обработки «вручную».
Добавлю еще пять копеек в ленту задержанных. Это такой же список ФИО, даты и времени задержания, указания причины и плановой даты освобождения, а также учёта дальнейших операций (административный штраф или суд). Эта лента — тот же Service Desk с последовательностью возможных операций, только «заточенный» под работу полиции.
В общем, одного внятного айтишника достаточно для нормализации работы любого отделения полиции. Но всем наплевать, и вместо этой системы еще многие годы будут использовать «дедовские методы».
UPD. По итогам встречи с представителем ОС при УВД по ЦАО, нашу систему пообещали рассмотреть с участием руководства МВД для принятия решения о возможном внедрении.
UPD2. Да, мы знаем, что у нас есть конкуренты. Только вот решения этих конкурентов непригодны для использования, что стало уже давно предметом бурных обсуждений сотрудников полиции, а наш продукт удобен и прост в использовании.
Единственный проблеск интеллекта замечен в Рыбинске, там работает некая система, хоть что-то.